О применении проектного обучения в подготовке медицинских специалистов среднего звена

Н.Н.Шумилова, заведующий методической работой ГОУ СПО ЯО «Ярославский медицинский колледж», Заслуженный учитель РФ.

За последние годы с целью оптимизации медицинских специалистов широко используется учебно-исследовательская работа студентов и экспериментальная работа преподавателей и методической службы колледжа.

По тематике и предметной направленности исследовательская деятельность субъектов образовательного процесса различна. В колледже проводятся психологические, педагогические, валеологические, комплексные, количественные и качественные исследования.

     УИРС проводится по гуманитарным, общепрофессиональным и профессиональным
дисциплинам на основе разработки проектов с исследовательскими заданиями.
Исследовательская деятельность осуществляется в учебное и в неучебное время, в период
прохождения практики и стажировки в лечебно-профилактических учреждениях города и области.

На семинарах педагогического мастерства проводится изучение методологии исследовательской и экспериментальной деятельности. Преподаватели колледжа овладевают умениями составления проектов и разработки учебных исследовательских проблем в рамках качественных и количественных исследований. Разработка учебных проблем в УИРС существенно дополняет содержание дисциплин государственных образовательных стандартов (ГОС) по специальностям «Лечебное дело», «Акушерское дело», «Сестринское дело», «Стоматология ортопедическая», способствует формированию важных ключевых компетенций будущих медицинских специалистов. Проблематика проектов УИРС по дисциплинам предлагается в Приложении 1. При выполнении заданий УИРС студенты используют различные методы исследования: анализ, синтез, сравнение, моделирование, наблюдение, обобщение. По итогам исследования студенты выполняют реферативные задания, презентации, модели, составляют таблицы, схемы, диаграммы, подготавливают видеоматериалы, учебные авторские фильмы, составляют рекомендации, алгоритмы, предписания.

     В методической службе колледжа ведется разработка проблемы «Особенности
организации проектного обучения с учетом специфики учебных дисциплин». На
начальном этапе проведен анализ информационного поля по теме данного
исследования, носящего прикладной характер. В цикловых методических комиссиях
колледжа разрабатывается тематика мини-проектов для организации проектного обучения по всем дисциплинам, идет проектирование учебных проблем и проектных заданий для видов проектов и методической документации для организации проектной деятельности. Тематика мини-проектов предлагается в Приложении 2.

Тематика проектной деятельности студентов может быть реализована в информационных, игровых, практико-ориентированных и творческих проектах, которые  оформляются в виде учебно-методических пособий для внедрения в образовательный процесс и управления качеством подготовки медицинских специалистов.

Методической службой колледжа начато педагогическое исследование уровня профессионализма и методической компетентности педагогического коллектива образовательного учреждения. Цель исследования - проведение диагностики уровня педагогического профессионализма для разработки очагов управления качеством подготовки медицинских специалистов и рекомендаций по организации работы по самообразованию педагогического коллектива. Это направление выбрано неслучайно, так как параметр «Уровень профессионализма педагога» является одним из ведущих продуктогенных факторов. На начальном этапе проведен педагогический совет по квалиметрии педагогического профессионализма с использованием психолого-педагогических тестов и методики «Лидер» для определения уровней обучающего и личностного аспектов профессионализма педагога.

В течение ряда лет также проводится педагогическое исследование по теме «Влияния продуктогенных факторов на управление качеством подготовки». В результате анализа были составлены рекомендации по совершенствованию научно-методической работы в колледже для более быстрого формирования и роста педагогического профессионализма. В основе педагогического исследования по данной теме лежит вепольный анализ. В ходе исследования также проведен анализ и оценка эффективности методического обеспечения рабочего места студента. И как результат методической службой разработан ряд новых форматов методической документации для управления качеством подготовки студентов на занятии:

         «Функциональная карта проектирования учебной дисциплины и занятия»

         «Карта самостоятельной работы студента»

         «Методическая разработка для студента обучающе-управляющего типа» (по подготовке и работе на занятии)

         «Учебный элемент» - как составляющая учебного модуля.

В ходе исследования продуктогенных факторов проведен анализ продуктогенного фактора «Интенсивный контроль». Проводен педагогический совет-конференция; разработаны рекомендации  и  нормативное локальное положение  «Об  организации  и технологии интенсивного тесто-эталонного и других эффективных форм контроля профессиональной идентичности». В дальнейшем исследование будет направлено на анализ мотивационных факторов.

В заключении необходимо отметить, что в Ярославском медицинском колледже при активном содействии методической службы формируется новое функциональное направление работы образовательного учреждения, которое встраивается в Положение о модернизации системы профессионально образования, а также подготавливаются условия для внедрения модульного обучения.

Литература: 1. И. А. Колесникова, М.П.Горчакова - Сибирская
«Педагогическое проектирование». М.,
ACADEMA. 2005.

2.      Н.Н.Никитина.М.Железнякова,М.А.Петухов «Основы  профессионально - педагогической деятельности» М.2002.

3.      Н.Ю.Пахомова «Метод учебного проекта» М., Аркти 2003

4.      .И.С.Сергеев «Как организовать проектную деятельность учащихся» М., Аркти 2004.

5.     А.П. Чернявская, Л.В. Байбородова «Образовательные
технологии» Я.2005.

6.      Т.И.Шамова, Т.М. Давыденко «Управление образовательным процессом в адаптивной школе» М.,2001

7.      «Общая и профессиональная педагогика» под. Редакцией В.Д. Симоненко М. Вентана Граф. 2005.

8.      Г.В. Ярочкина, С.А.Ефимова «Методика проектирования учебных материалов на модульно - компетентностной основе для системы довузовского профессионального образования» М.2006.

9.      Intel - обучение для будущего.

10.  Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петрова.
«Новые педагогические технологии в системе образования»
М.издательство центр «Академия», 2001.

 

 

 

 

 


Проблематика проектов учебно-исследовательской работы студентов за 2003-2008 уч. гг.


Приложение 1


 

п/п

Наименование дисциплины

Автор

Проблема УИРС

1

2

3

4

1

Английский язык специальность Лечебное дело

Шумилова Н.Н.

     Фреймовый анализ лексического поля, факторов риска, ответственности и прав медицинских специалистов при работе с пациентами, имеющими заболевания, передающиеся через кровь

2

Английский язык специальность Стоматология

Шумилова Н.Н.

     Лексико-грамматический анализ информационного поля «Использование зубных имплантантов»

->

.5

Английский язык

специальность

Стоматология

ортопедическая

Шумилова Н.Н.

     Терминологический анализ информационного поля «Реконструкция зубов при комплексной травме в результате дорожно-транспортного происшествия»

4

Анатомия и

физиология

специальность

Лечебное дело

Акушерское дело

Арефьева Л.И. Черная И.С. Сытина Н.И.

         Методы исследования сухожильных рефлексов

         Анализ структуры зрительной сенсорной системы

         Особенности функционирования сердечно-сосудистой системы

         Функциональная оценка дыхания при физической нагрузке

         Зависимость основного обмена человека от пищевого рациона

         Витамины и функционирование организма

         Дыхательная аритмия у студентов медицинского колледжа

5

Основы латинского

языка и медицинской

терминологии

специальность

Лечебное дело

Акушерское дело

Шумилова Н.Н.

         Анализ механизмов терминологического словообразования в анатомической номенклатуре

       Анализ грамматических явлений в фармацевтической номенклатуре: Фармтермины первой типовой
группы

       Лексико-грамматический анализ профессиональных клинических терминов, связанных с оказанием
неотложной помощи на догоспитальном этапе

6

Общая гигиена с

основами экологии

человека

специальность

Лечебное дело

Боровая О.П.

     Значение воды как элемента биосферы, определяющего экологические и гигиенические условия жизни человека

7

Физиотерапия ФИЗО

ЛФК

специальность

Лечебное дело

Ананьева И.В.

         Физиологическое действие различных видов электрического тока на организм

         Показания и противопоказания к применению электролечения

         Роль фельдшера при проведении электропроцедур

         Особенности светолечения. Особенности водолечения

 

 

 

8

Педиатрия

специальность

Сестринское дело

Лузниова О.Е.

         Анализ проблем реанимационной помощи новорожденным

         Заболевания детей грудного и старшего возраста. Роль медсестры

         Роль медсестры детской поликлиники в проведении вакципопрофилактики

         Эффективность фитотерапии при лечении и профилактике обострений гастродуоденита

9

Микробиология с

основами

эпидемиологии

специальность

Лечебное дело

Акушерское дело

Сестринское дело

Кудякова Л.С.

     Определение зараженности микроорганизмами отдельных объектов

10

Общая психология

специальность

Стоматология

ортопедическая

Медничихина Г.А.

     Зависимость характеристик студенческой семьи от родительской

11

Клиническая

фармакология

специальность

Лечебное дело

Сестринское дело

Луганская О.К.

         Проблемы ранней диагностики заболеваний сердца и сосудов

         Влияние табакокурения на организм

         Образ жизни и здоровье человека

12

Терапия специальность Лечебное дело

Семенова А.М.

     Особенности ранней диагностики и профилактики заболеваний органов дыхания и кровообращения на догоспитальном этапе

13

Зуботехническое

протезирование

специальность

Стоматология

ортопедическая

Голикова Г.С

Нефедова М.А.

Ильина А.В.

     Особенности технологических этапов изготовления частичных, съемных, несъемных и полных съемных протезов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2 Тематика мини-проектов для организации системы проектного обучения

 

п/п

Наименование

дисциплины

Автор

Тематика проекта

1

2

3

4

1

Медицинская

генетика

Нуждина II.Р.

     История развития медицинской генетики

         Метод изучения близнецов

         Развитие организма в онтогенезе. Влияние вредных факторов на плод

         Наследственность и изменчивость. Виды изменчивости

 

2

Основы латинского

языка и медицинской

терминологии

Шумилова Н.Н.

     Типовые группы наименований в номенклатуре лекарственных средств

     Тривиальные условные наименования лекарственных средств

         Наименования алкалоидов и гликозидов

         Мировая синонимия наименований лекарственных средств

         Наименование Галеновых препаратов

         Наследие ученых Востока: лекарственные вещества и препараты

         Наследие великого Авиценны

         Положение медицины в Ув. до н.э. Гиппократ. Клиническая номенклатура

3

Общая гигиена и

основы экологии

человека

Боровая О.П.

     Личная гигиена здорового и больного человека

     Профессиональные вредности медицинских специалистов

     Гигиена детей и подростков

4

Анатомия и

физиология

Арефьева Л.И.

Сытина Н.И.

     Особенности функционирования и морфология нервной системы

         Особенности функционирования и морфология сердечно-сосудистой системы

         Особенности функционирования и морфология костной системы

         Особенности функционирования и морфология мышечной системы

5

Общая патология

Черная И.С.

         Особенности воспалительного процесса

         Факторы нарушения кровообращения

         Характеристика опухолевых процессов

         Характеристика дистрофии

         Компенсаторно-приспособительные реакции организма

6

Частная патология

Черная И.С.

         Заболевания крови

         Заболевания почек

         Заболевания сердца

         Заболевания дыхания                                                                    

         Заболевания эндокринной системы

7

Основы сестринского

деля

Лунева Г.А.

     Современные дезинфицирующие средства

     Инфекционные контроль. Роль медсестры

 

 

 

 

             Гигиена рук медицинского персонала в системе ВБИ

             Эффективные средства для защиты медицинского персонала при работе с инфицированными больными.
Современные тенденции

             Современные направления и перспективы в области обработки термолабильных изделий медицинского
назначения

             Развитие и становление сестринского дела как науки

             Реформа сестринского дела в России

         Новые роли медсестры в рамках сестринского процесса
.        Деловое общение в сестринском деле

             Терапевтическое обучение в сестринском деле

             Реформирование сестринской деятельности в условиях персонала

             Крах потребностей, оказания помощи пациенту

8

Экономика и

управление

здравоохранением

Алексеева О. А.

         Общественное здоровье как ведущая медико-социальная категория

         Основные направление приоритетного национального проекта «Здоровье»

        Комплексная оценка состояния здоровья детей и подростков

         Концепция здорового образа жизни

         Основные направления развития здравоохранения как отрасти экономики. Вопросы рынка, маркетинга,
менеджмента в здравоохранении

9

Клиническая фармакология

Луганская О.К.

         Влияние препаратов на силу и частоту сердечных сокращений

         Схемы эрадпнациоиной терапии в курсе лечения язвенной болезни

         Особенности аитибиотикотерапии острых пневмоний

         Определение эффективности проводимой терапии (пятый компонент сестринского процесса) при
лечении бронхиальной астмы

         Особенности введения инсулпнов в зависимости от тяжести сахарного диабета и вида инсулинотерапии

10

Инфекционные болезни

Мухина О.В. Тяжев В.И.

         Эпидемиология кишечных инфекций

         Методы неспецифической и специфической профилактики гриппа и ОРВИ

         ВИЧ - инфекция и беременность

         Профилактика ВИЧ - инфекции

         Симптоматика и проявления ВИЧ - инфекции в иллюстрациях

11

Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф

Красильников ММ.

         Особенности развития и клиника токсического отёка легких

         Табельное оснащение отдельных групп населения для профилактики и оказания первой медицинской
помощи при ЧС

         Правила поведения населения при ЧС техногенного характера

         Эвакуация населения при ЧС

 

Автор:

Шумилова Н.Н. – заведующий методической работой ГОУ СПО ЯО «Ярославский медицинский колледж», Заслуженный учитель РФ.