Методическая работа: опыт, традиции, мастерство
Методическая работа в колледже представляет собой гибкую систему взаимосвязанных организационно-педагогических мероприятий, направленных на оптимизацию подготовки медицинских специалистов.
Основной целью методической работы является обеспечение единства двух пространств -педагогической науки и методической практики. Поэтому методическая работа является неотъемлемым компонентом образовательной деятельности колледжа.
За последние годы содержание методической работы значительно обогатилось за счет углубления её научного аспекта и расширений исследовательско-экспериментального направления при условии тесной интеграции работы цикловых методических комиссий. Вышеперечисленные факторы создали условия для реализации следующих направлений методической работы:
• Создание оптимальной образовательной среды для выполнения социального запаса в сфере медицины
• Обеспечение разработки индивидуально - дифференцированного профессионально -педагогического маршрута достижения целей образования при подготовке медицинских специалистов различного уровня профессиональной компетентности
• Разработка учебно-методического обеспечения дисциплин ГОС
• Формирование профессионализма и методической компетентности педагогического коллектива
• Формирование методической культуры и творчества.
Таким образом, в методической работе реализуется триединство
функций методической службы колледжа: контроль, регулирование и
корректировка методической работы в цикловых методических комиссиях, в
творческих группах педагогов и индивидуально с использованием разнообразных форм
методической практики в виде консультаций,
бесед, тематических заседаний,
семинаров педагогического мастерства, семинаров-практикумов, организационно-деятельностных игр и проведение открытых
занятий.
Проведена работа по разрешению ряда единых методических проблем:
• «Анализ и оценка современных методов и средств обучения»
• «Современные педагогические технологии как фактор оптимизации подготовки специалистов. Роль продуктивных методов обучения»
• «Эффективность процесса учения для достижения целей подготовки»
• «Оптимизация процесса учения на основе использования самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы для конструирования знаний и опыта»
•
«Организация работы студента в информационном поле.
Виды конспектов. Задания при конспектировании».
Разработка единых методических проблем всем педагогическим коллективом консолидирует работу цикловых методических
комиссий, способствует оптимизации подготовки и создаёт условия для
модернизации деятельности педагогического коллектива и управления качеством.
Традиционной формой методической
практики является подготовка и проведение тематических педагогических
советов, отражающих актуальные
направления методической работы, например:
• «Анализ компонентов педагогической технологии» (круглый стол)
• «Дидактическое проектирование - основа педагогического профессионализма» (организационно-деятельностная игра)
• «Критерии оценки качества образовательного процесса. Анализ занятия (»организационно-деятельностная игра)
• «Управление качеством подготовки студентов на занятиях. Роль продуктивных факторов» (педсовет - конференция)
• «Модульное обучение: О структуре образовательных программ на основе компетентностного подхода» (информационный педсовет)
• «Квалиметрия педагогического профессионализма как средство управления качеством» (педсовет - исследование).
Тематика педагогических советов в настоящее время направлена на разработку рычагов управления качеством подготовки в рамках образовательного процесса. Проведена работа по анализу основных понятий и механизмов модульного обучения, раскрыты особенности проектирования образовательных программ учебных дисциплин ГОС на основе принципиально нового подхода.
Традиционной
формой совершенствования педагогического профессионализма в
методической работе колледжа является семинары педагогического мастерства,
которые проводятся методической службой. За последние годы проведены семинары по темем:
•
«Структура
учебно-познавательной деятельности. Формы организации УПД, проблемы
управления»
•
«Эвристические
методы обучения и их применение в образовательном процессе»
•
«Аналитическая и
исследовательская деятельность
преподавателя как составляющая профессионализма»
•
«Исследовательская деятельность
преподавателя: Понятийный аппарат
методологии исследования. Опорные точки проектирования»
•
«Неимитационные активные методы обучения: приемы методики
реализации»
•
«Эвристическая
задача как основа поисковой деятельности. Проблемы проектирования эвристических
задач (обмен опытом)»
• «Проектирование занятий с эвристическими методами обучения» «Реферативная работа студентов: виды рефератов, их место в образовательном процессе»
•
«Управление
качеством подготовки в СПО. Роль научно-методической документации»
•
«Организация работы студентов в информационном
поле (ИП). Виды конспектов. Анализ структуры мыслительной деятельности в
зависимости от методов обучения. Приемы конспектирования»
•
«Организация
работы в информационном поле. Приемы моделирования информации, виды заданий для
работы в ИП. Роль методической разработки для студента обучающе-управляющего
типа»
•
«Диагностико-рейтинговый контроль - как средство оценки
подготовки и стимулирования УПД»
•
«Метод проектов
как современное средство реализации образовательного процесса продуктивного
типа»
•
«Технологии
развития и формирования критического мышления через чтение и письмо.
Коллективная мыслительная деятельность. Технология «Дебаты»»
•
«Учебно-методический
комплекс - как средство систематизации учебно-методического обеспечения
дисциплины и управления качеством подготовки».
Выступления по актуальным вопросам методической практики заслушиваются на методических советах:
• Организация научно-методической работы в ОУ в свете концепции модернизации Российского образования
• Способности преподавателя и способы педагогической деятельности
• Организация самостоятельной работы. Обобщение опыта внедрения
• О реализации разработки единых методических проблем. Роль цикловых методических комиссий
• Об организации педагогической практики и разработке методического обеспечения по специальности «Медсестра - организатор»
• Анализ качества методического обеспечения по специальности «Лечебное дело»
• Анализ качества методического обеспечения по специальности «Сестринское дело»
• Анализ качества методического обеспечения по специальности «Акушерское дело»
• Анализ качества методического обеспечения по специальностям «Стоматологи» и «Стоматология ортопедическая»
• Обобщение передового педагогического опыта цикловой методической комиссией социально-гуманитарных дисциплин по использованию современных образовательных технологий, методов и форм обучения
• Обобщение передового педагогического опыта преподавателей Луневой Г.А. (основы сестринского дела) и Соловьевой Л.А. (Синдромная патология и дифференциальная диагностика с фармакотерапией) по проблемам проектирования учебно-методического обеспечения
• Роль предметов социально-гуманитарного цикла в обеспечении углубленной подготовки по специальности «Медсестра - организатор»
• Организация методической работы в цикловой комиссии «Педиатрия»
• Структура УМК: электронная версия. Анализ учебно-методической документации для проектирования УМК.
С целью формирования педагогического профессионализма и методической компетентности коллектива созданы методические пособия (автор: Шумилова Н.Н. - Заведующий отделом методической работы, Заслуженный учитель РФ), которые используются в работе ЦМК и для самообразования преподавателей:
• «Основы педагогических знаний (тесты успешности)»
• «Оптимизация дидактического процесса»
• «Технология диагностико-рейтингового контроля»
• «Методические аспекты практического занятия»
• «Роль интегративных комплексов при подготовке медицинских специалистов»
• «Анализ занятия - как средство повышения эффективности дидактического процесса»
• «Аналитическая и исследовательская деятельность преподавателя»
• «Система самостоятельной работы по предмету» «Самостоятельная работа студентов в информационном поле»
• «О применении проектного обучения»
• «Методический аппарат учебной дисциплины»
• «Педагогическая технология проблемно-модульного обучения в дисциплинах профессионального цикла» (пособие разработано в соавторстве с Луганской O.K. и получило поощрение на региональном и республиканском конкурсах современных педагогических технологий в 2004г.)
Для организации индивидуальной работы по самообразованию для преподавателей всех цикловых методических комиссий в методической службе и библиотеке подготовлено информационное поле по следующей тематике:
• система модульного обучения
• технология «Дебаты»
• педагогический профессионализм
• диагностика педагогического профессионализма на основе квалиметрических тестов
• методика проектной деятельности
• виды, формы и функции контроля в СПО
• формы организации процесса обучения: традиции и инновации
• самообразование и самообучение студентов
• технологии индивидуального обучения и педагогика сотрудничества.
Для организации самообразования преподаватели также могут использовать следующие информационные ресурсы (программы):
• «Основы педагогических знаний»
• «Лидер»
• «Решение педагогических задач на основе таксономии целей профессиональной деятельности».
В методическом кабинете колледжа имеется современная методическая литература для подготовки выступлений и докладов.
Обеспечение педагогической адаптации молодых кадров - одно из актуальных направлений методической работы колледжа. Все мероприятия по овладению основами педагогического профессионализма планируются, проектируются и реализуются с использованием информационной базы и технических средств методической службы колледжа для организации работы Школы молодого преподавателя (ШМП). Занятия в ШМП носят цикличный характер (в течение двух лет и проводятся в виде тематических заседаний, лекций с интерактивным общением, круглых столов, практикумов и организационно-деятельностных игр). По содержанию адаптационная работы включает знания об основах педагогической деятельности, структуре образовательного процесса, педагогических способностях, формах и методах контроля знаний и опыта, активных формах обучения и о методиках применения современных средств обучения. Молодые преподаватели приобретают умения по организации УПД студентов, проектированию учебных занятий различной типологии, целеполаганию и разработке учебно-методической документации различных видов.
Разработка
методической документации для обеспечения дисциплин ГОС является одним из
основных традиционных направлений методической работы; носит системный и
плановый характер, осуществляется при активном взаимодействии методической
службы колледжа с председателями цикловых методических
комиссий. Методическая документация различных форматов проходит этапы
экспертизы, апробации и рецензирования внутри и вне
ОУ и
утверждается методическим советом колледжа. По содержанию и методическому исполнению документация характеризуется разнообразием, актуальностью, отражаемых направлений современной методической практики. Методическая документация является весьма существенным дополнением к нормативному учебно-методическому обеспечению дисциплин ГОС. Ряд работ изданы и активно применяются в образовательной деятельности, многие работы подготовлены к изданию и имеют электронную версию, внешние рецензии и гриф департамента образования.
Изучение, обобщение, обмен и распространение передового педагогического опыта в
колледже проводится в соответствии с рекомендациями и является традиционным направлением методической работы. За отчетный период изучения и обобщения передового опыта проводилось в цикловых методических комиссиях социально-экономических и гуманитарных дисциплин (председатель Костерева Н.В.) и основ сестринского деля (председатель Лунева Г.А.); а также отдельных преподавателей, имеющих инновационные и творческие подходы в профессиональной деятельности. Лунева Г.А. - преподаватель основ сестринского дела высшей квалификационной категории, председатель ЦМК «Сестринское дело», эксперт по внедрению сестринского процесса в ОУ СПО, участник и координатор международных конференций и семинаров, представила разработку проблемы проектирования учебно-методического обеспечения дисциплины основы сестринского деля. Автором созданы ряд учебных, учебно-методических и методических пособий, которые обеспечили реализацию проектирования методического обеспечения на основе модульного подхода.
Изучение и обобщение передового опыта Соловьевой Л.А. - преподавателя синдромной патологии высшей квалификационной категории, дало возможность распространить современные подходы по проектированию методического обеспечения для активизации УПД и управления формированием профессионализма медицинских специалистов.
Результатом творчества Луневой Г.А. и Соловьевой Л.А. явилось создание комплексов методической документации. Позволяющей реализовать организацию продуктивного типа образовательного процесса с широкой сетью самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы студентов. Созданные пособия отражают высокий уровень методической компетентности разработчиков, научная интерпретация из опыта и творческие отчеты заслушаны на заседании методического совета; созданы буклеты о передовом педагогическом опыте и документация рекомендована к внедрению в образовательный процесс и изданию.
Традиционной
формой распространения передового педагогического опыта является
проведение открытых занятий, которые разрешают задачи апробации и
отбора приемов, форм и методик современного продуктивного обучения. Уделяется
внимание
анализу эффективности реализации этапов дидактического процесса. За последние
годы подготовлено и проведено 25 открытых занятий различной типологии. Все
занятия прошли экспертизу по параметрам эффективности; учебно-методическое
обеспечение признано соответствующим современным требованиям проектирования
научно-методической документации в системе профессионального образования.
С целью обмена опытом организации
методической работы сделаны публикации в журнале
«Специалист» по тематике (Шумилова Н.Н. Заведующий отделом методической работы,
Заслуженный учитель РФ):
• «Методическая работа: опыт, традиции, мастерство» / 2004
• «Педагогическая технология проблемно-модульного обучения в профессиональных дисциплинах» / 2004
• «Педагогическая технология проблемно-модульного обучения при подготовке медицинских специалистов» / 2006; Сборник научных работ, посвященных 130-летию ФПДО ЯГМА
• «Роль научно-методической работы в управлении качеством образования» / 2007.
Традиционно в колледже в течении 30 лет проводится работа со слушателями ФПДО ФОУ ВПО ЯГМА по актуальным вопросам организации методической работы в ОУ СПО с учетом специфики учебных дисциплин ГОС, в которой отражен передовой педагогический опыт преподавателей, методической службы колледжа и других образовательных учреждений.
Сложившаяся
в колледже система методической работы, характеризуется гибкостью, многоуровневостью, охватывает
все компоненты образовательного процесса; способствует быстрому формированию и
росту педагогического профессионализма, мастерства и методической
компетентности педагогического коллектива. Необходимо подчеркнуть, что
сложившаяся система методической работы имеет ресурсы для формирования
новаторства и управления качеством подготовки медицинских специалистов. В методической работе в полной мере реализуются: мотивационно-стумулирующая, научно-методическая,
аналитико-диагностическая и управленческая функции методической службы и имеются предпосылки организации сетевой системы методической работы.
Автор:
Шумилова Н.Н. – заведующий методической работой ГОУ СПО ЯО «Ярославский медицинский колледж», Заслуженный учитель РФ.