Методическая работа: опыт, традиции, мастерство

Методическая работа в колледже представляет собой гибкую систему взаимосвязанных организационно-педагогических мероприятий, направленных на оптимизацию подготовки медицинских специалистов.

Основной целью методической работы является обеспечение единства двух пространств -педагогической науки и методической практики. Поэтому методическая работа является неотъемлемым компонентом образовательной деятельности колледжа.

За последние годы содержание методической работы значительно обогатилось за счет углубления её научного аспекта и расширений исследовательско-экспериментального направления при условии тесной интеграции работы цикловых методических комиссий. Вышеперечисленные факторы создали условия для реализации следующих направлений методической работы:

         Создание оптимальной образовательной среды для выполнения социального запаса в сфере медицины

         Обеспечение разработки индивидуально - дифференцированного профессионально -педагогического маршрута достижения целей образования при подготовке медицинских специалистов различного уровня профессиональной компетентности

         Разработка учебно-методического обеспечения дисциплин ГОС

         Формирование профессионализма и методической компетентности педагогического коллектива

         Формирование методической культуры и творчества.

Таким образом, в методической работе реализуется триединство функций методической службы колледжа: контроль, регулирование и корректировка методической работы в цикловых методических комиссиях, в творческих группах педагогов и индивидуально с использованием разнообразных форм методической практики в виде консультаций, бесед, тематических заседаний, семинаров педагогического мастерства, семинаров-практикумов, организационно-деятельностных игр и проведение открытых занятий.

Проведена работа по разрешению ряда единых методических проблем:

         «Анализ и оценка современных методов и средств обучения»

         «Современные педагогические технологии как фактор оптимизации подготовки специалистов. Роль продуктивных методов обучения»

         «Эффективность процесса учения для достижения целей подготовки»

         «Оптимизация процесса учения на основе использования самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы для конструирования знаний и опыта»

         «Организация работы студента в информационном поле. Виды конспектов. Задания при конспектировании».
Разработка единых методических проблем всем педагогическим коллективом  консолидирует работу цикловых методических комиссий, способствует оптимизации подготовки и создаёт условия для модернизации деятельности педагогического коллектива и управления качеством.

            Традиционной формой методической практики является подготовка и проведение тематических педагогических советов, отражающих актуальные
направления методической работы, например:

         «Анализ компонентов педагогической технологии» (круглый стол)

         «Дидактическое     проектирование     -     основа     педагогического     профессионализма» (организационно-деятельностная игра)

         «Критерии оценки качества образовательного процесса. Анализ занятия (»организационно-деятельностная игра)

         «Управление качеством подготовки студентов на занятиях. Роль продуктивных факторов» (педсовет - конференция)

         «Модульное     обучение:     О     структуре     образовательных     программ     на    основе компетентностного подхода» (информационный педсовет)

         «Квалиметрия педагогического профессионализма как средство управления качеством» (педсовет - исследование).

Тематика педагогических советов в настоящее время направлена на разработку рычагов управления качеством подготовки в рамках образовательного процесса. Проведена работа по анализу основных понятий и механизмов модульного обучения, раскрыты особенности проектирования образовательных программ учебных дисциплин ГОС  на основе принципиально нового подхода.

        Традиционной формой совершенствования педагогического профессионализма в
методической работе колледжа является семинары педагогического мастерства, которые проводятся методической службой. За последние годы проведены семинары по темем:

         «Структура учебно-познавательной деятельности. Формы организации УПД, проблемы
управления»

         «Эвристические методы обучения и их применение в образовательном процессе»

         «Аналитическая  и  исследовательская деятельность  преподавателя  как  составляющая профессионализма»

         «Исследовательская  деятельность  преподавателя:   Понятийный   аппарат   методологии исследования. Опорные точки проектирования»

         «Неимитационные активные методы обучения: приемы методики реализации»

         «Эвристическая задача как основа поисковой деятельности. Проблемы проектирования эвристических задач (обмен опытом)»

         «Проектирование занятий с эвристическими методами обучения» «Реферативная работа студентов: виды рефератов, их место в образовательном процессе»

         «Управление качеством подготовки в СПО. Роль научно-методической документации»

         «Организация работы студентов в информационном поле (ИП). Виды конспектов. Анализ структуры мыслительной деятельности в зависимости от методов обучения. Приемы конспектирования»

         «Организация работы в информационном поле. Приемы моделирования информации, виды заданий для работы в ИП. Роль методической разработки для студента обучающе-управляющего типа»

         «Диагностико-рейтинговый контроль - как средство оценки подготовки и стимулирования УПД»

         «Метод проектов как современное средство реализации образовательного процесса продуктивного типа»

         «Технологии развития и формирования критического мышления через чтение и письмо. Коллективная мыслительная деятельность. Технология «Дебаты»»

         «Учебно-методический комплекс - как средство систематизации учебно-методического обеспечения дисциплины и управления качеством подготовки».

Выступления по актуальным вопросам методической практики заслушиваются на методических советах:

         Организация научно-методической работы в ОУ в свете концепции модернизации Российского образования

         Способности преподавателя и способы педагогической деятельности

         Организация самостоятельной работы. Обобщение опыта внедрения

         О реализации разработки единых методических проблем. Роль цикловых методических комиссий

         Об организации педагогической практики и разработке методического обеспечения по специальности «Медсестра - организатор»

         Анализ качества методического обеспечения по специальности «Лечебное дело»

         Анализ качества методического обеспечения по специальности «Сестринское дело»

         Анализ качества методического обеспечения по специальности «Акушерское дело»

         Анализ качества методического обеспечения по специальностям «Стоматологи» и «Стоматология ортопедическая»

         Обобщение передового педагогического опыта цикловой методической комиссией социально-гуманитарных дисциплин по использованию современных образовательных технологий, методов и форм обучения

 


         Обобщение передового педагогического опыта преподавателей Луневой Г.А. (основы сестринского дела) и Соловьевой Л.А. (Синдромная патология и дифференциальная диагностика с фармакотерапией) по проблемам проектирования учебно-методического обеспечения

         Роль предметов социально-гуманитарного цикла в обеспечении углубленной подготовки по специальности «Медсестра - организатор»

         Организация методической работы в цикловой комиссии «Педиатрия»

         Структура УМК: электронная версия. Анализ учебно-методической документации для проектирования УМК.

     С целью формирования педагогического профессионализма и методической компетентности коллектива созданы методические пособия (автор: Шумилова Н.Н. - Заведующий отделом методической работы, Заслуженный учитель РФ), которые используются в работе ЦМК и для самообразования преподавателей:

         «Основы педагогических знаний (тесты успешности)»

         «Оптимизация дидактического процесса»

         «Технология диагностико-рейтингового контроля»

         «Методические аспекты практического занятия»

         «Роль интегративных комплексов при подготовке медицинских специалистов»

         «Анализ занятия - как средство повышения эффективности дидактического процесса»

         «Аналитическая и исследовательская деятельность преподавателя»

         «Система самостоятельной работы по предмету» «Самостоятельная работа студентов в информационном поле»

         «О применении проектного обучения»

         «Методический аппарат учебной дисциплины»

         «Педагогическая технология проблемно-модульного обучения в дисциплинах профессионального цикла» (пособие разработано в соавторстве с Луганской O.K. и получило поощрение на региональном и республиканском конкурсах современных педагогических технологий в 2004г.)

Для организации индивидуальной работы по самообразованию для преподавателей всех цикловых методических комиссий в методической службе и библиотеке подготовлено информационное поле по следующей тематике:

         система модульного обучения

         технология «Дебаты»

         педагогический профессионализм

         диагностика педагогического профессионализма на основе квалиметрических тестов

         методика проектной деятельности

         виды, формы и функции контроля в СПО

         формы организации процесса обучения: традиции и инновации

         самообразование и самообучение студентов

         технологии индивидуального обучения и педагогика сотрудничества.

Для   организации   самообразования   преподаватели также   могут      использовать следующие информационные ресурсы (программы):

         «Основы педагогических знаний»

         «Лидер»

         «Решение   педагогических   задач   на   основе   таксономии   целей   профессиональной деятельности».

В методическом кабинете колледжа имеется современная методическая литература для подготовки выступлений и докладов.

Обеспечение педагогической адаптации молодых кадров - одно из актуальных направлений методической работы колледжа. Все мероприятия по овладению основами педагогического профессионализма планируются, проектируются и реализуются с использованием информационной базы и технических средств методической службы колледжа для организации работы Школы молодого преподавателя (ШМП). Занятия в ШМП носят цикличный характер (в течение двух лет и проводятся в виде тематических заседаний, лекций с интерактивным общением, круглых столов, практикумов и организационно-деятельностных игр). По содержанию адаптационная работы включает знания об основах педагогической деятельности, структуре образовательного процесса, педагогических способностях, формах и методах контроля знаний и опыта, активных формах обучения и о методиках применения современных средств обучения. Молодые преподаватели приобретают умения по организации УПД студентов, проектированию учебных занятий различной типологии, целеполаганию и разработке учебно-методической документации различных видов.

Разработка методической документации для обеспечения дисциплин ГОС является одним из основных традиционных направлений методической работы; носит системный и плановый характер, осуществляется при активном взаимодействии методической службы колледжа с председателями цикловых методических комиссий. Методическая документация различных форматов проходит этапы экспертизы,  апробации  и рецензирования  внутри и вне  ОУ  и

утверждается методическим советом колледжа. По содержанию и методическому исполнению документация характеризуется разнообразием, актуальностью, отражаемых направлений современной методической практики. Методическая документация является весьма существенным дополнением к нормативному учебно-методическому обеспечению дисциплин ГОС. Ряд работ изданы и активно применяются в образовательной деятельности, многие работы подготовлены к изданию и имеют электронную версию, внешние рецензии и гриф департамента образования.

 

     Изучение, обобщение, обмен и распространение передового педагогического опыта в

колледже проводится в соответствии с рекомендациями и является традиционным направлением методической работы. За отчетный период изучения и обобщения передового опыта проводилось в цикловых методических комиссиях социально-экономических и гуманитарных дисциплин (председатель Костерева Н.В.) и основ сестринского деля (председатель Лунева Г.А.); а также отдельных преподавателей, имеющих инновационные и творческие подходы в профессиональной деятельности. Лунева Г.А. - преподаватель основ сестринского дела высшей квалификационной категории, председатель ЦМК «Сестринское дело», эксперт по внедрению сестринского процесса в ОУ СПО, участник и координатор международных конференций и семинаров, представила разработку проблемы проектирования учебно-методического обеспечения дисциплины основы сестринского деля. Автором созданы ряд учебных, учебно-методических и методических пособий, которые обеспечили реализацию проектирования методического обеспечения на основе модульного подхода.

Изучение и обобщение передового опыта Соловьевой Л.А. - преподавателя синдромной патологии высшей квалификационной категории, дало возможность распространить современные подходы по проектированию методического обеспечения для активизации УПД и управления формированием профессионализма медицинских специалистов.

Результатом творчества Луневой Г.А. и Соловьевой Л.А. явилось создание комплексов методической документации. Позволяющей реализовать организацию продуктивного типа образовательного процесса с широкой сетью самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы студентов. Созданные пособия отражают высокий уровень методической компетентности разработчиков, научная интерпретация из опыта и творческие отчеты заслушаны на заседании методического совета; созданы буклеты о передовом педагогическом опыте и документация рекомендована к внедрению в образовательный процесс и изданию.

      Традиционной формой распространения передового педагогического опыта является
проведение открытых занятий, которые разрешают задачи апробации и
отбора приемов, форм и методик современного продуктивного обучения. Уделяется внимание
анализу эффективности реализации этапов дидактического процесса. За последние годы подготовлено и проведено 25 открытых занятий различной типологии. Все занятия прошли экспертизу по параметрам эффективности; учебно-методическое обеспечение признано соответствующим современным требованиям проектирования научно-методической документации в системе профессионального образования.

С целью обмена опытом организации методической работы сделаны публикации в журнале
«Специалист» по тематике (Шумилова Н.Н. Заведующий отделом методической работы, Заслуженный учитель РФ):

         «Методическая работа: опыт, традиции, мастерство» / 2004

         «Педагогическая технология проблемно-модульного обучения в профессиональных дисциплинах» / 2004

         «Педагогическая технология проблемно-модульного обучения при подготовке медицинских специалистов» / 2006; Сборник научных работ, посвященных 130-летию ФПДО ЯГМА

         «Роль научно-методической работы в управлении качеством образования» / 2007.

 

Традиционно в колледже в течении 30 лет проводится работа со слушателями ФПДО ФОУ ВПО ЯГМА по актуальным вопросам организации методической работы в ОУ СПО с учетом специфики учебных дисциплин ГОС, в которой отражен передовой педагогический опыт преподавателей, методической службы колледжа и других образовательных учреждений.

Сложившаяся в колледже система методической работы, характеризуется гибкостью, многоуровневостью, охватывает все компоненты образовательного процесса; способствует быстрому формированию и росту педагогического профессионализма, мастерства и методической компетентности педагогического коллектива. Необходимо подчеркнуть, что сложившаяся система методической работы имеет ресурсы для формирования новаторства и управления качеством подготовки медицинских специалистов. В методической работе в полной мере реализуются: мотивационно-стумулирующая, научно-методическая, аналитико-диагностическая и управленческая функции методической службы и имеются предпосылки организации сетевой системы методической работы.

 

 

 

Автор:

Шумилова Н.Н. – заведующий методической работой ГОУ СПО ЯО «Ярославский медицинский колледж», Заслуженный учитель РФ.